МИХАЙЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Авторская концепция
..............................................................................................................


Современный психолог Виктор Франкл, автор книги "Человек в поисках смысла", написал: "Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир". Сутью гуманитарного образования в 21 веке становится изучение человека в его отношении к миру и познании самого себя. "Что такое мир, в котором я живу?", "Кто я в этом мире?", "Как мне жить?" Сформировать в сознании современного школьника эти вопросы и помочь ответить на них - вот задача филолога и в частности учителя английского языка.
Став учителем, я поняла, что не каждый ребенок имеет способность к языку, но желание и стремление самого ученика могут сделать многое, поэтому главным для меня было -  раскрыть способности и разбудить желание в ребенке изучать английский язык. Достичь это удаётся через диалоги, дискуссии, парную и групповую работу, учитывая  при этом индивидуальный подход через индивидуальные разнообразные задания, беря во внимание способности учащихся. Широко на своих уроках я использую обучение в сотрудничестве, проектную деятельность, проблемные задания. Они помогают приблизить учащихся к реальным ситуациям, тогда знание иностранного языка становится оправданным. В этом заключается отличительная особенность моих уроков.

Основная цель обучения иностранному языку, которую я стараюсь решить в процессе своей работы - это развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности, приобщение учащихся к другой культуре и познание ее через английский язык.
Концепция связи языка и культуры, языка и действительности при обучении иностранному языку сегодня безоговорочно принимается методистами, преподавателями и учителями школ. Выдвинутая в 70-е годы в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова лингвострановедческая теория получила большой резонанс в современном языковом образовании.
Нельзя себе представить процесс овладения языком без процесса параллельного усвоения социального и культурного "багажа" народа-носителя языка. Поэтому и преподавание английского языка предполагает обязательную страноведческую аспектизацию, которая осуществляется в процессе формирования страноведческой, лингвострановедческой и культурологической компетенции учащихся.
На мой взгляд, обращение к проблеме развития лингвострановедческой компетенции школьников в процессе изучения английского языка является актуальным и практически значимым. Таким образом,
1.        Изучая иностранный язык, мы познаем чужую культуру
2.        Изучая иностранный язык, мы познаем  окружающую нас действительность
3.        Изучая иностранный язык, мы познаем себя, непроизвольно сравнивая  с носителями другого языка.


Современный этап развития методики как педагогической науки  характеризуется стремлением выявить наиболее эффективные приемы включения компьютерной технологии в учебно-воспитательный процесс с целью повышения его эффективности и результативности.
Исследования последних лет дают возможность проследить за тем, как постепенно меняются акценты в разработке проблем, связанных с использованием НИТ в школьной практике преподавания. Если десять лет назад исследователей больше интересовала проблема эффективности применения компьютера в образовательных целях, то в настоящее время все настойчивее поднимается вопрос о роли информационных технологий в становлении личности школьника: не только его интеллектуальных возможностей, но и нравственных, этических воззрений. Этот поворот в современной педагогике, безусловно, связан с глубочайшим духовным кризисом, который переживает наше общество, и с интенсивными поисками выхода из этого кризиса
Информационные технологии для меня выступают как средство активного включения учеников в увлекательный процесс сотворчества в условиях педагогического общения УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - КОМПЬЮТЕР, обогащая методику сотворчества плодотворными открытиями и находками, особенно когда это касается процесса индивидуализации обучения, развития лингвострановедческой и коммуникативной компетенции учащихся. 
Таким образом, основными положениями моей педагогической концепции являются:
1.        соответствие лингвокультурологического содержания материала возрастным интересам ученика и проблематике возраста, что определяет отношение школьников к предмету.
Темы проектных и исследовательских работ связаны с лингвострановедением и  всегда актуальны и интересны,  а проблемные задания задевают за живое. Таким образом, появляется потребность в поиске  дополнительного лингвострановедческого материала и в  общении на языке.
2.        ориентация в процессе обучения на социальные потребности времени, общественную психологию времени.
Так информационные компьютерные технологии находят широкое применение в процессе обучения языку  в моей педагогической деятельности. Ученик не только овладевает знаниями о предмете, но и развивается в процессе обучения, а также  получает навык работы по использованию компьютерных технологий, что, безусловно, является  важными навыками в дальнейшей социализации учащихся.
3.        подчинение системы обучения целям активного пользования языком как средством самораскрытия личности, средством общения и постижения культуры.
Существующий в нашей школе договор по языковому и культурному обмену с лицеями им. Марсо (г. Шартр) и им. Маргариты Наварской (г. Бурже) дает возможность общаться французским и русским школьникам на английском языке, где он выступает в роли международного языка общения. Такие встречи имеют огромное образовательное, познавательное и мотивирующие значение. Русские школьники осознают значимость и ценность языка, который выступает не только средством общения, но и средством постижения культуры.
4.        свободное самораскрытие личности ребенка - мотивированное, искреннее выражение своего взгляда - возможно только в диалоге.
Дружеские и доверительные отношения со школьниками способствуют тому, что дети не боятся выражать свое отношение и вступают в диалог. Актуальность тем побуждает к беседе, а игровые моменты на уроках повышают заинтересованность школьников в процессе обучения.
Лингвострановедческая основа уроков и развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной  позволяет реализовать современное филологическое образование, которое заключается в познании личности через язык и познание языка через культуру. Специфика предмета "Иностранный язык" заключается в его  "безграничности и беспредметности". "Безграничность" означает, что язык нельзя выучить весь до конца. А "беспредметность" заключается в том, что учитель учит не столько самому языку, сколько речевой деятельности. Таким образом, познание себя и окружающей действительности посредством иностранного языка безгранично и каждый раз мы открываем в себе что-то новое.
Реализуя свою педагогическую концепцию, используя современные компьютерные технологии, я поняла, что  никакие технические средства обучения не смогут заменить живое слово учителя, не смогут помочь понять материал так, как сможет помочь учитель, научить, как учитель, а значит, профессия учителя была, есть и будет! И вместе с тем я помню, что все новые технологии дают неисчерпаемую возможность распахивать для ребенка на каждом уроке окно в огромный мир, открывая дорогу к его познанию, а значит, к познанию самого себя, своего места в этом мире, позволяя ответить на главные вопросы: "Что такое мир? Кто я в этом мире? Как мне жить?"

ЗАЩИТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ

МИХАЙЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
САЙТ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
класс
контакты
главная